Библиотека знаний |
Продукты |
Что такое функциональная грамотность?
Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Алексей Алексеевич Леонтьев
доктор психологических и филологических наук
История возникновения
В 1965 году определение функциональной грамотности впервые было дано на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране в понимании «совокупности умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем».
В 1978 году определение функциональной грамотности дополнено ЮНЕСКО: «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)».
С 2002 по 2012 гг. ООН объявлено десятилетие функциональной грамотности.
26 декабря 2017 в Государственной программе РФ «Развитие образования» была поставлена цель – повышение позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
7 мая 2018 года Указом Президента России В.В. Путина определены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года. Среди них – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Почему это важно?
Древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, в IV веке до нашей эры утверждал, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
Функциональная грамотность сегодня становится основой современной образовательной парадигмы, войдя в федеральные образовательные программы общего образования как один из элементов системно-деятельностного подхода к оценке качества образования.
Федеральная образовательная программа основного общего образования рекомендует обеспечить формирование функциональной грамотности школьников в урочной деятельности и за счет часов внеурочной деятельности.
Технологии формирования и оценивания
Наиболее эффективными технологиями для формирования функциональной грамотности в школе являются те из них, которые позволяют организовать активную познавательную деятельность школьников. В основе такой деятельности – решение задач, приближенных к реальным ситуациям, поиск новых или альтернативных способов решения задач индивидуально или в небольших группах.♦
Видеоподкасты:
https://edsoo.ru/metodicheskie-seminary/ms-funkczionalnaya-gramotnost-plan/ ♦
Полезная информация для педагогов, обучающихся и родителей:
1. Банк текстов с многоуровневыми заданиями при формировании читательской грамотности учащихся на уроках литературы
2. Все по функциональной грамотности для педагога
3. Задания по биологии и химии, направленные на формирование естественно-научной грамотности
4. Методические рекомендаци по ФГ для родителей
5. Приемы формирования ФГ на уроках литературного чтения в начальной школе
6. Развитие математической грамотности на уроках математики в начальной школе
7. Сборник заданий по формированию ФГ на уроках математики и окружающего мира в начальной школе
8. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики
9. Сборник информационных материалов для педагога по ФГ
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
- ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук» http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php
- СИПКРО http://old.sipkro.ru/index.php/86-подразделения/1381-fgo
- Издательство «Просвещение» https://media.prosv.ru/fg/
- Банк тестов https://banktestov.ru/test/3674
- Московский центр качества образования https://mcko.ru/articles/2127
- Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main»
- Онлайн уроки по финансовой грамотности https://dni-fg.ru/list
- Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 1-11 классов https://fincult.info/teaching/metodicheskie-materialy/
- Сборник тестов по формированию математической грамотности https://multiurok.ru/files/sbornik-tiestov-po-matiematichieskoi-ghramotnosti.html ♦
Мероприятия
♦1. 19.10. 2023 - Начно-методический семинар: "Оценка уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся"
2. 03.11.2023 - Педагогический совет: "Применение новых подходов в обучении для формирования функциональной грамотности"
3. с 11.12 по 26.12.2023 - Панорама открытых уроков и внеклассных мероприятий: "Новые подходы в обучении для формирования функциональной грамотности"
Нормативные документы
- Указ президента о национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года 204 от 07.05.2018
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности
- Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- Рособрнадзора от 06.05.2019 № 590_219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся
- План мероприятий на 2023 - 2024 ♦